RP79ML

В этом году наша страна отметит 79-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии этой знаменательной даты хотелось бы ещё раз вспомнить о важных вехах в истории этой войны, касающиеся нашей малой Родины. Несомненно, значимой датой для миллеровцев является день освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков – 17 января 1943 года.

«16 января 1943 г. воины 38-й и 58-й гвардейских стрелковых дивизий во взаимодействии с частями 18-го танкового корпуса ведут бои по освобождению Миллерово. Продвижение советских войск поддерживали 42-й гвардейский корпусной артиллерийский полк, 221-й гаубичный артиллерийский полк, 442-й легкий артиллерийский полк. Наиболее ожесточенные бои были в районе элеватора и железнодорожной станции. Продвижение войск затрудняли заминированные участки дорог и зданий, а также укрепленные огневые точки противника. 17 января 1943 г. Миллерово был полностью освобожден от немецких частей. В Миллерово воинами Красной Армии были захвачены в качестве трофеев 51 паровоз, 1315 вагонов, 632 автомобиля, 15 самолетов, 4 орудия, 8 танков, до 30 мотоциклов, 400 т горючего и т.д. 18 января 1943 г. отдельные части 58-й стрелковой дивизии выдвинулись со стороны с. Волошино по направлению к хуторам Верхняя Чугинка и Золотаревка, где совместно с частями 44-й стрелковой дивизии вели бои с немецкими войсками.

25 января 1943 г. приказом Ставки ВГК войскам, участвовавшим в освобождении г. Миллерово и других городов, объявлена благодарность.

После освобождения Красной Армией города Миллерово немецкое командование вынуждено было принять решение об отступлении немецких гарнизонов из станций Гартмашевка и Чертково Юго-Восточной железной дороги. Освобождение данных населенных пунктов дало возможность советским войскам начать освобождение Советской Украины. Для советских частей стало возможным сообщение по Юго-Восточной железнодорожной магистрали между Воронежским, Юго-Западным и Сталинградским фронтами.

В ходе битвы за освобождение города Миллерово немецкие войска были отброшены за реку Северский Донец. С потерей крупного железнодорожного узла — станции Миллерово, военного аэродрома Люфтваффе, танковых ремонтных мастерских, а также большого количества складов с продовольствием и боеприпасами, находившихся в городе, надежды немецкого командования по занятию ранее оставленных позиций вдоль реки Дон, а также деблокированию 6-й армии генерал-лейтенанта Паулюса рухнули.»

Из воспоминаний танкиста Сергея Андреевича Отрощенкова:

«Дальше пошли на Богучар, взяли его, затем на Миллерово. Там топтались около 2-х недель. Слева от Миллерово стояла небольшая деревенька, занятая немцами. Перед деревней, с нашей стороны высотка, которую немцы почему-то оставили. На эту высотку выскочил Т-70, из нашей бригады, и почти сутки обстреливал деревеньку, пока его самого не подбили. Вечером Т-70 успел поджечь машину, груженную какими-то ракетами, ночью мы наблюдали фейерверк. Я занял позицию неподалеку, возле переезда. Эта позиция была более удобная для стрельбы, и обнаружить меня было не так просто. Немцы через какое-то время ушли и из этой деревни. Подъехал танк ротного командира, капитана Мухина, я доложил обстановку. Спрашивает: — Мы пройдем здесь за Миллерово? Я говорю: — Пролетим. Шесть танков с десантом нас пошло по проселку в тыл к немцам. Десантников — автоматчиков наших всегда вспоминаю с благодарностью. Храбрые ребята. Такого, как в кино, что они с танками в атаку бегут, или на танке под огнем едут, не было, конечно. Это ведь живые люди. Здесь они где-то спрячутся, где-то постреляют. Но ночью мы без них — слепые. Ночью они нас охраняли. Немецкий полк, из миллеровского гарнизона, отходил из города. Организованно шли, колоннами. По дороге двигалась пехота и артиллерия. Мы устроили засаду на дороге. Подпустили немцев очень близко, пулеметами можно было достать их, и открыли огонь. Первыми выстрелами смели голову колонны. В первых машинах ехал немецкий военный оркестр, и везли знамя. Все, кто там был, около тридцати человек, погибли сразу. Ну и с остальными хорошо поработали. Разгромили колонну полностью, никто не ушел. Кого-то потом взяли в плен, захватившие к этому времени Миллерово стрелки. В бою немцы успели мне влепить снаряд в моторное отделение. Танк подбили, но экипаж весь успел выскочить. Посадка-высадка экипажа занимала восемь секунд по нормативам. Мы остались ремонтироваться, а бригада пошла вперед и попала в засаду на станции Чеботовка. Сунулись ночью, без разведки. Погибли комбриг Дурнев, полковой комиссар полковник Лысенко, брат известного советского селекционера, командир нашего батальона тоже погиб. Потеряли хороших ребят и семь танков.»

С той поры прошло немало лет и уже сменилось не одно поколение. Всё меньше остаётся с нами живых свидетелей тех страшных и одновременно героических событий. Всё больше находится желающих, кардинально переписать историю второй мировой войны, пытаясь отобрать у нас право гордится нашими воинами-победителями. Но у них ничего не получиться, пока мы будем помнить и чтить наших героев. А мы обязательно будем! И детям своим, и внукам передадим эстафету памяти.

Команда клуба любителей дальней радиосвязи «MILLER-DX-CLUB» постоянный участник Мемориала «Победа» и активно работает на протяжении последних восьми лет. В настоящее время среди операторов команды большая мотивация к активной работе, т.к. за проявленные массовые стойкость и героизм как в 1918 г. (против войск кайзеровской Германии), так и в годы Великой Отечественной войн, крупная узловая станция Миллерово стала ареной ожесточенных боев с врагом как отступавшей Красной Армии летом 1942 г., так и при контрнаступлении зимой 1942-43 гг. и в 2018 году городу было присвоено почетное звание – «Город воинской доблести!»

До встречи на волнах памяти в эфире, с уважением, команда RP79ML!

Источник: QRZ.RU https://www.qrz.ru/news/16587.html